Что такое плохой триллер и плохое фэнтези, знают все, кто читал достаточно много.
Оно может быть плохо и само по себе (стиль бездарный, герои картонные). А может быть плохо с жанровой точки зрения. Тот случай, когда мы говорим, что, конечно, любовный роман — это тоже хорошо, но давайте мы посмотрим на воительницу в бою, а не только в объятиях мужчины её мечты.
Как выглядит типовая скверная завязка (она одна и та же что у Донцовой, что у Лукьяненко, что у большинства авторов «типо мистических» дилогий, трилогий и пенталогий, что в LitRPG)?
Жил-был обыкновенный японский школьник, русский офисный работник, украинский игрок в WarCraft, белорусский студент, латышская тётенька-регулировщик хвостового хозяйства. И тут внезапно рядом происходит убийство, вторжение инопланетян, падение секретного метеорита или попадание его в другой мир. К обыкновенному главному герою подваливают агенты спецслужб, великие маги или представители разработчиков игры и говорят - «Ты — избранный»
Дальнейший сюжет является более-менее оригинальным пересказом «Колобка», но с хэппи-эндом.
Но дело не в неудачном сюжете. Гробит не он, а непонимание жанра.
Вот совсем школьный пример. Трагедия - это история о гибели эпического героя. И это весьма жёстко её структурирует.
Плохой драматург может соригинальничать и оставить героя в живых, или не объяснить, почему он погиб. Критики будут довольны, а вот зрители — нет.
Хороший драматург сделает всё правильно, и его пьеса будет идти, пока не устареет (трагедии Вольтера устарели уже в XIX веке).
Триллер и фэнтези структурированы не менее жёстко.
Триллер структурирован по времени. Это всегда — история про человека в беде и угрозу, которая приближается. Двое беседуют о футболе, а под столом тикает бомба с часовым механизмом. Конфликт нарастает, потому что с каждой секундной угроза ближе.
А вот пространство в триллере очень условно. Ни в историях про Холмса, ни в «Мальтийском соколе» мы не найдём привязок к пространству. Не так важно, где нашли труп — знаменитый сыщик, если надо, просто доедет, куда следует. Герои словно телепортируются из локации в локацию. Если ключ к загадке скрыт на острове Пасхи — главный герой туда легко доберётся.
Поэтому угроза должны быть зримой и приближаться на полной скорости. Но не важно, где мы её сокрушим — в салоне или в сортире.
В фэнтези время напротив - весьма свободно и произвольно. Считается, что все события происходят в мифическом времени, поэтому над героями не довлеет. В Лориэне можно хоть год просидеть — сила зла нарастает недостаточно быстро, чтобы это что-то решила.
Но при этом фэнтези весьма жёстко структурирована пространственно — имеет значение, как далеко ехать, локации чётко делятся на провинцию (где родился главный герой), большие города обитаемого мира, дикие окраины, где живут эльфы и прочие энты, дикие окраины с руинами погибших цивилизаций, дикие окраины без того и другого. Наконец, есть логово чёрного властелина, которое надо сокрушить.
Если же герои начинают вместо сокрушения зла странствовать по дорогам и бить экспу, читатель раскусит и уснёт. И будет прав.
Оно может быть плохо и само по себе (стиль бездарный, герои картонные). А может быть плохо с жанровой точки зрения. Тот случай, когда мы говорим, что, конечно, любовный роман — это тоже хорошо, но давайте мы посмотрим на воительницу в бою, а не только в объятиях мужчины её мечты.
Как выглядит типовая скверная завязка (она одна и та же что у Донцовой, что у Лукьяненко, что у большинства авторов «типо мистических» дилогий, трилогий и пенталогий, что в LitRPG)?
Жил-был обыкновенный японский школьник, русский офисный работник, украинский игрок в WarCraft, белорусский студент, латышская тётенька-регулировщик хвостового хозяйства. И тут внезапно рядом происходит убийство, вторжение инопланетян, падение секретного метеорита или попадание его в другой мир. К обыкновенному главному герою подваливают агенты спецслужб, великие маги или представители разработчиков игры и говорят - «Ты — избранный»
Дальнейший сюжет является более-менее оригинальным пересказом «Колобка», но с хэппи-эндом.
Но дело не в неудачном сюжете. Гробит не он, а непонимание жанра.
Вот совсем школьный пример. Трагедия - это история о гибели эпического героя. И это весьма жёстко её структурирует.
Плохой драматург может соригинальничать и оставить героя в живых, или не объяснить, почему он погиб. Критики будут довольны, а вот зрители — нет.
Хороший драматург сделает всё правильно, и его пьеса будет идти, пока не устареет (трагедии Вольтера устарели уже в XIX веке).
Триллер и фэнтези структурированы не менее жёстко.
Триллер структурирован по времени. Это всегда — история про человека в беде и угрозу, которая приближается. Двое беседуют о футболе, а под столом тикает бомба с часовым механизмом. Конфликт нарастает, потому что с каждой секундной угроза ближе.
А вот пространство в триллере очень условно. Ни в историях про Холмса, ни в «Мальтийском соколе» мы не найдём привязок к пространству. Не так важно, где нашли труп — знаменитый сыщик, если надо, просто доедет, куда следует. Герои словно телепортируются из локации в локацию. Если ключ к загадке скрыт на острове Пасхи — главный герой туда легко доберётся.
Поэтому угроза должны быть зримой и приближаться на полной скорости. Но не важно, где мы её сокрушим — в салоне или в сортире.
В фэнтези время напротив - весьма свободно и произвольно. Считается, что все события происходят в мифическом времени, поэтому над героями не довлеет. В Лориэне можно хоть год просидеть — сила зла нарастает недостаточно быстро, чтобы это что-то решила.
Но при этом фэнтези весьма жёстко структурирована пространственно — имеет значение, как далеко ехать, локации чётко делятся на провинцию (где родился главный герой), большие города обитаемого мира, дикие окраины, где живут эльфы и прочие энты, дикие окраины с руинами погибших цивилизаций, дикие окраины без того и другого. Наконец, есть логово чёрного властелина, которое надо сокрушить.
Если же герои начинают вместо сокрушения зла странствовать по дорогам и бить экспу, читатель раскусит и уснёт. И будет прав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий